Исследование российского рынка клининговых услуг
В октябре 2008 г. агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка клининговых услуг.Российский клининговый рынок в настоящий момент переживает период интенсивного роста. Темпы роста рынка клининговых услуг составляют порядка 30-40% в год. В стоимостном выражении общий объем рынка в 2007 году составил более $900 млн. Согласно оценкам DISCOVERY Research Group, в 2008 году ообъем составит $1,3 млрд. Рынок клининговых услуг Москвы стабилизировался, на нем уже выявились крупные компании-лидеры, в то время как региональный рынок активно развивается и не до конца насыщен. Всего на московском рынке работает около 300 компаний, из них 10-15 относятся к числу крупных игроков. Основная часть расходов на клининговые услуги в стране приходится на Москву (около 50%). По оценкам участников рынка, в 2007 году объем рынка клининговых услуг в Москве составил около $450 млн.Основными клиентами московских клининговых компаний являются арендаторы и собственники офисных помещений - их доля составляет порядка 40% общего числа потребителей, далее следуют торговые площади с долей около 39% и на третьем месте остальные помещения, такие как: складские, промышленные, медицинские, жилые – 21%.Санкт-Петербург занимает 30% рынка клининговых услуг ($280 млн.), на остальные регионы приходится 20%, то есть $184 млн.Региональное развитие рынка неравномерно: если в таких регионах как Екатеринбург, Новосибирск рынок уже достаточно развит, то в некоторых только начинает развиваться (Красноярск).Ключевым фактором, влияющим на развитие данного рынка, является активное строительство объектов коммерческой недвижимости различных видов: офисной, торговой и т.д. Наиболее перспективными сегментами спроса на клининговые услуги считаются частный сектор (в некоторых регионах прирост рынка составляет 20-25%), сфера развлечений и государственный сектор (в первую очередь ЖКХ).В целом по России, по имеющимся данным, 50% спроса на клининговые услуги приходится на торговые центры, по 18% на медицинские учреждения и бизнес-центры.При ежедневной уборке рентабельность составляет 5-10%, в то время как рентабельность разовых и спец работ существенно выше (35% и выше). В ходе исследования была выявлена тенденция к снижению рентабельности бизнеса как в столице, так и в регионах.Основной проблемой, встающей перед участниками рынка, является нехватка кадров, как на управленческих, так и на низовых должностях, а также проблема демпинга. Кроме того, в условиях финансового кризиса, наступившего в России, мы ожидаем снижения темпов рынка клининга из-за снижения спроса со стороны бизнес структур (в первую очередь, из-за проблем с вводом в строй новых девелоперских проектов в сфере торговой, офисной, гостиничной и развлекательной недвижимости). |