Аутсорсинг – альтернатива штатной уборщице
В конце 80-х в русском языке появилось много иностранных слов: дилер, брокер, менеджер. Слова эти понемногу вошли в наше употребление. Но некоторыми из них мы пользуемся, даже не зная, что они означают, и наоборот – мы привыкли делать то, чему не знаем названия. Вот и получается, что с «аутсорсингом» мы в действительности сталкиваемся гораздо чаще, чем, например, с «брокером». Не знали? А сантехника вызывали? Или мастера по ремонту чего-нибудь? Скорее всего, что вызывали, хотя можно было бы и своими силами обойтись. Но тем самым Вы уже прибегли к аутсорсингу, т.е. к получению услуги из источника (source англ.) вне Вашей сферы влияния (out of англ.). И каждый раз, когда Вы (Ваша фирма) приобретает услуги на стороне вы прибегаете к аутсорсингу. Так что слово новое, а суть давно известна и многократно испробована. Если встал вопрос о вызове сантехника, когда у Вас нет желания или возможности поменять прокладку в кране или прочистить засорившуюся раковину, то всё просто. А вот если речь пошла о том, чтобы уволить с предприятия бригаду сантехников и поручить её работу сторонней фирме, или же сократить всех уборщиц и воспользоваться услугами уборочной фирмы, то, увы, не всё так просто. Разница в цене «вопроса». Если дома всё достаточно понятно – есть проблема, её решили, заплатили и забыли. То на уровне предприятия есть много проблемных моментов. Как ни странно эти проблемы заложены в нашем отечественном менталитете – ведь управленческий стиль у нас до сих пор советский. А по законам советского управления у предприятия ( а тем более у крупного) всё должно быть своё, не только основное производство, но и конструкторское бюро, сантехники, уборщицы и желательно – детский сад и теплицы. К тому же ведомственные барьеры, амбиции, лимиты распределения делали приобретение услуг на стороне затруднительными, а чаще всего совсем невозможными. Это одна проблема, другая заключается в том, что большинство из нас привыкло мерить всё собственным карманом и возможностями, а не масштабами предприятий. Хотим как лучше, а что получается на самом деле? Давайте посмотрим. Например, у Вас в фирме есть штатный сантехник, он всегда под рукой, за что получает деньги ежемесячно. Но основной работой он загружен не очень сильно и поэтому иногда выполняет функции то грузчика, то посыльного (видимо, получаемые деньги он не отрабатывает), квалификацию он не повышает (стимула нет), кроме того, его нужно где то разместить и кто-то им должен управлять (производственные издержки и административные расходы). Но это ещё не всё. Тем, кто им управляет тоже нужно управлять. И так до самого верха административной пирамиды. Пусть это всего пять минут в месяц, но директор управляет сантехником, электриком, охранником и уборщицей. Но и это ещё не всё. У вас ещё и нет ни одного серьёзного рычага воздействия на своего штатного сантехника. Ничем, кроме ещё невыплаченной ему части зарплаты, он отвечать не может. Между тем, его квалификации и исполнительской дисциплине доверены значительные ценности, и каждый, у кого хоть раз прорывало трубу, знает какие именно. В итоге содержания на предприятии штатного предприятии штатного непрофильного работника порождает целый ряд издержек – как материальных, так и материальных:
Минусов собралось немало. Плюсов гораздо меньше – Ваш работник всегда под рукой (а всегда ли?) и плата ему вроде – бы не большая (в сравнении с чем?). А если сократить сантехника? Сделать это можно, если Вы не боитесь, что «цунами» из внезапно лопнувшей трубы не смоет все Ваше предприятие. А в случае отсутствия сантехника, рано или поздно так оно скорее всего и будет – это не лучший вариант. Другой вариант – находим фирму специализирующуюся в области водоснабжения, отопления и канализации, собираем отзывы, принимаем решение и за приемлемую плату заключаем сервисный договор. В нем оговорен характер услуг и даже ответственность Вашего нового «большого» сантехника. Никаких «запил» или «заболел». Уплаченные за услуги суммы уменьшают налогооблагаемый доход. По графику, а при необходимости – оп вызову приходи аккуратно одетый человек со всем необходимым инструментом, делает все что надо и уходит. Попробовав, Вы скорее всего, придете к выводу, что не так уж он был необходим, этот штатный сантехник. Но сантехник, в конце концов, фигура не ключевая, многие без него и так обходятся. А как насчет других, без которых вроде как не обойтись. Неужели тоже можно их взять и уволить? Ведь столько лет они у Вас трудятся, вроде бы проверены со всех сторон, с работой тоже как-то справляются, зарплата у них не такая уж большая… Давайте посмотрим критерии оценки работы без особых сантиметров и лирики. Во-первых – доверие. Почему-то бытует мнение, что чужая фирма не заботится о Ваших секретах, а сотрудник заботится. Личное доверие – штука замечательная , но только в личных отношениях, а на предприятии лучше говорить не о доверии, а об ответственности. В этом случае специализированное предприятие по оказанию услуг заслуживает большего доверия, так как способно нести большую ответственность, чем физическое лицо. Репутация предприятия стоит гораздо дороже, чем репутация отдельного человека, не говоря уже о платёжеспособности. К тому же у фирмы, оказывающей услуги, нет никакого резона посягать на Ваши секреты. Посягнув, она может потерять лицо и перестать существовать, чего ни один уважающий себя владелец предприятия не хочет допустить. Это напрямую связано и с сотрудниками таких фирм – у них нет желания выпасть из класса высокооплачиваемых работников (так как в таких фирмах заработки выше, чем у людей их же профессии, работающих в других местах). А в основном у них нет времени искать Ваши секреты: им и их работодателям выгодно потратить на вас минимум времени с максимум результата, и к тому же они дальше от Вашей фирмы, чем штатные сотрудники. Поэтому услуги, полученные на стороне - безопаснее услуг, полученных от своего сотрудника. Во-вторых – качество услуг почему –то принято считать, что штатные сотрудники, в отличие от сторонней фирмы-исполнителя, видят какие-то особые, существующие только на Вашем предприятии процедуры, методы, стандарты. Это ещё одно наше самозаблуждение – считать, что у нас всё особенное и специфичное. Да, отрасли отличаются одна от другой. Но профессиональному уборщику абсолютно безразлично – убирать туалет супермаркета или туалет в офисе фирмы, занимающейся разработкой компьютерных программ. А вот знание санитарных требований наряду со знанием, чем и как быстрее и лучше выполнить работу совершенно необходимо. Поэтому, как только Вы слышите слово «специфика», то действительно тема беседы - отвлечение от прямого решения проблемы с целью защиты групповых или личных интересов. Здесь аутсорсинг – именно то, что необходимо. Качество услуг чужого профессионала выше, чем работа своего недоучки, что легко проверяется. Кроме того, у Вас появляется возможность выбора. В-третьих – цена. Это самый сложный момент, так как здесь необходим расчёт. При расчётах необходимо учесть не только стоимость за еденицу услуги, но и получаемый дополнительный эффект:
Кажется, что все достоинства проанализированы и доказаны. Но должны же быть и недостатки?! И они есть: Аутсорсинг не покрывает основную деятельность Вашего предприятия. Если Ваша фирма производитель, никто не поможет Вам производить наилучшим образом. Если Ваша компания занимается продажей товаров, никто не поможет вам продавать.Не все услуги по карману небольшим предприятиям.И самый главный. Для того чтобы успешно пользоваться аутсорсингом, Вам необходимо пересмотреть свой взгляд на собственную деловую активность и, что не менее трудно, на человеческие отношения, свойственные Вашей компании. Новый взгляд на сферу услуг поможет Вам освободить своё время, чтобы сосредоточиться на основных задачах вашей фирмы. И чем больше ваше предприятие, тем скорее Вам нужно избавиться от всех непрофильных фигур. Вы выиграете в независимости, управляемости и, скорее всего, просто в деньгах. |